ИСТОРИЯ УШУ
Безусловно, первые методы боя вышли из ранних способов охоты, став
результатом борьбы человека за собственное существование во враждебном
ему природном мире. Но, если принять арсенал действий первобытного
человека за изначальный вариант ушу, то придется согласиться с выводом:
история развития ушу, сопоставима по времени с историей развития
человеческой цивилизации в целом. Именно так и утверждает большинство
китайских историков, в том числе, и самые авторитетные из них. Но
отнесение возникновения ушу к глубокой древности вовсе не соответствует
действительности, так как приемы раннего охотника не имеют ничего
общего с тем ушу, которое мы видим сегодня, -- оно включает в себя не
только боевой, но и другие аспекты: ритуальный, оздоровительный,
психорегулирующий, мистический и другие.
Первоначально понятие "ушу" обозначало исключительно воинскую
подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу
главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или
кулачным искусством (цюаньшу). Естественно, в реальных сражениях
цюаньшу могло играть лишь вспомогательную роль, так как эффективность
защиты с его помощью от меча или копья была весьма проблематичной.
Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней,
сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV--XI века до н.э.) -- это
алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. В эпоху Чжоу
(XI--III века до н.э.) главной ударной силой в бою была колесница,
поэтому бой с нее можно было вести лишь длинным оружием. Наиболее
удобным для поединка становится клевец (гэ), представлявший собой
сочетание копья и крюка на вершине длинного древка. Это оружие было
эффективным на протяжении многих столетий -- его стали вращать,
наносить удары древком в падении и прыжках. Впоследствии приемы с
клевцом вошли в программу боевой подготовки монахов Шаолиньского
монастыря. Косвенно клевец является символом боевых искусств в целом:
иероглиф "у" ("боевой") в слове "ушу" состоит из двух графем: "чжи"
("остановить") и "гэ" ("клевец"), то есть первоначальная трактовка
понятия "боевое" означала "умение предотвратить атаку клевцом". Продолжение
Уже в первые десятилетия эпохи Хань боевые искусства были знакомы
представителям самых разных слоев китайского общества. Простолюдинам
они помогали защитить свою жизнь и имущество, даосу указывали путь к
достижению долголетия и бессмертия, государственному чиновнику помогали
обрести высшую мудрость. Воинское искусство в недрах китайского
общества образовало сплав с постулатами традиционной философии, древней
магической практикой и системами врачевания. К концу III века до н.э.
постепенно сложился первый комплекс боевых искусств, так и называвшийся
-- уи ("боевые искусства"). На уровне придворной элиты уи включало в
себя в основном упражнения с оружием, а борьба без оружия занимала в
этом комплексе незначительное место. Напротив, простолюдины в деревнях
практиковали главным образом кулачное искусство, впоследствии соединив
его с приемами цзюэди, шоубо и шуайцзяо. Именно этот синтез и лег в
основу более позднего кулачного искусства -- цюаньшу.
В Ханьскую эпоху среди всех видов традиционного оружия Китая особую
роль начинают играть мечи. Прямой меч цзянь именовали "императором
холодного оружия", "покровителем короткого оружия". Меч был связан с
символикой императорской власти -- ни один ханьский император не
появлялся перед подданными, не имея меча на поясе, что подчеркивало
воинственность и небесное происхождение правителя. В китайской традиции
оружие считалось живым организмом, меч оказывался живым продолжением
руки -- и весь мир рассматривался как единое целое , в котором
отсутствует разделение между человеком и мечом, который он держит в
руках.
Более дешевым и практичным, но при этом и более тяжелым оружием был меч
дао -- изогнутый, с односторонней заточкой. С его помощью можно было в
бою проламывать панцири воинов. Благодаря мечу дао появился еще один
тип оружия -- алебарда (дадао), представлявшая собой насаженное на
длинную рукоять лезвие меча дао. Универсальный характер дадао
заключался в том, что его можно было использовать как в ближнем бою,
так и на дальней дистанции. За это алебарда получила прозвище
"полководца ста видов оружия".
В III веке н.э. в употребление входит термин "ушу", означающий в
переводе, как и термин "уи", "боевое искусство". Но понятие "шу"
означало искусство ритуальное, мистическое, сакральное. Значит, и
боевое искусство стало осознаваться как способ приведения мира в
гармонию, сочетающий в себе разнообразную внешнюю боевую форму и
богатое внутреннее философско-мистическое содержание.